Лабораторные работы по физики

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
Изучение закона сохранения механической энергии
Наблюдение зависимости скорости диффузии в жидкости от температуры
Проверка изотермического процесса
Определение относительной влажности воздуха
Определение мощности лампочки накаливания
Наблюдение и анализ явления электромагнитной индукции
Определение показателя преломления стекла
Наблюдение и объяснение полного отражения света
Определение световой волны света с помощью дифракционной решетки
 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16

«Наблюдение и объяснение полного отражения света»

Цель работы:

Экспериментальным путём закрепить понятие явления полного отражения света

Оборудование:

Пластинка стеклянная (призма)

Стакан низкий с водой

Пробирка, карандаш

Прочитайте материал § 43 учебника Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 11 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.

ХОД РАБОТЫ

1 наблюдение

В стакан с водой погрузите наклонно карандаш. Стакан поднимайте выше уровня глаз и снизу смотрите сквозь стенку на поверхность воды.

Что вы видите? Опишите цвет поверхности. Объясните, почему он такой?

2 наблюдение

Вместо карандаша погрузите теперь пустую пробирку и, удерживая её в наклонном положении, смотрите на погруженную часть сверху.

Что вы видите? Опишите цвет погруженной части пробирки. Объясните, почему он такой?

Налейте в пробирку немного воды. Изменился ли цвет той части пробирки, которая заполнилась водой?

3 наблюдение

Воду в стакане энергично взболтайте карандашом до образования в ней воздушных пузырьков. Какого цвета они стали? Почему?

Сделайте обобщенный вывод из всех наблюдений.

Задайте друг другу вопросы по данной теме и попробуйте ответить на них

Литература:

Буров В.А, Никифоров Г.Г.. Фронтальные лабораторные задания по физике. 2000

Бутырский Г.А, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. 2001

Кабардин О.Ф, Кабардин С.И. Задания для итогового контроля знаний по физике, 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2001

Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 11 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 17

«Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»

Цель работы: Научиться экспериментальным путём определять фокусное расстояние собирающей линзы и её оптическую силу.

Оборудование:

линза собирающая;

экран непрозрачный;

свеча;

линейка;

калькулятор.

Краткая теория

Линзой называется прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. Линзы обычно изготавливаются из стекла. Тонкой называется линзой, толщина которой значительно меньше радиусов ограничивающих её сферических поверхностей. Линза у которой середина толще, чем края, называется выпуклой (собирающая), а наоборот- вогнутой (рассеивающей). У линзы два главных фокуса (место где пересекаются лучи). Если предмет разместить в фокусе, то изображение получается четким, перевернутым, размеры изображения равны размеру предмета.


ХОД РАБОТЫ

Располагаем линзу между экраном и свечой

 

 

 

 

 

Перемещая свечу, добиваемся четкого изображения её пламени на экране. Обращаем внимание, каким оно получилось.

Измеряем:

- расстояние между свечой и линзой d = см;

- расстояние между линзой и экраном f = см;

Определяем фокусное расстояние F и оптическую силу D линзы по формулам:

4. Вывод

5. Контрольные вопросы

приведите примеры использования линз;

для чего используются очки?

Литература:

Буров В.А, Никифоров Г.Г.. Фронтальные лабораторные задания по физике. 2000

Бутырский Г.А, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. 2001

Кабардин О.Ф, Кабардин С.И. Задания для итогового контроля знаний по физике, 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2001

Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 11 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.