Лабораторные работы по физики

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
Изучение закона сохранения механической энергии
Наблюдение зависимости скорости диффузии в жидкости от температуры
Проверка изотермического процесса
Определение относительной влажности воздуха
Определение мощности лампочки накаливания
Наблюдение и анализ явления электромагнитной индукции
Определение показателя преломления стекла
Наблюдение и объяснение полного отражения света
Определение световой волны света с помощью дифракционной решетки
 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

“Наблюдение и анализ явления электромагнитной индукции”

Цель работы: пронаблюдать и понять явление электромагнитной индукции.

Оборудование: гальванометр, катушка индуктивности, магнит полосовой, соединительные провода

Краткая теория

Материал о явлении электромагнитной индукции вспомни, прочитав § 1, стр. 4- 6 учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика: учебник для 11 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

ХОД  РАБОТЫ

1. Подключаем катушку к гальванометру

2. Выполняем следующие действия

 2.1. Вводим северный полюс магнита в катушку

 2.2. Останавливаем магнит на несколько секунд

 2.3. Удаляем магнит из катушки (приблизительно с такой же скоростью)

 2.4. Аналогичные действия проводит с южным полюсом

3. Описываем наблюдаемые явления

4. Вывод

Литература:

Буров В.А, Никифоров Г.Г.. Фронтальные лабораторные задания по физике. 2000

Бутырский Г.А, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. 2001

Громов С.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

Кабардин О.Ф, Кабардин С.И. Задания для итогового контроля знаний по физике, 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2001

Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12

«Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Цель работы: научиться опытным путём определять и с помощью формул

 рассчитывать ускорение свободного падения

Оборудование:

Шарик (груз)

Нить шёлковая

Штатив

Часы, линейка

краткая теория

Вид механического движения – колебания часто встречаются в природе и технике.

Механическое колебание - движение тела, повторяющиеся точно или приблизительно через одинаковые промежутки времени.

Материал о математическом маятнике и его характеристиках вспомни, прочитав § 37, стр. 116 учебника Громов С.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

ХОД РАБОТЫ

1. Измеряем длину нити маятника l= м

2. Отклонив шарик от положения равновесия на 4-8 см возбуждаем механические колебания

3. За время t=60 сек считаем число периодов Т по формуле T= t/ n , где n – число полных колебаний. Делаем три измерения и находим среднее значение периода колебаний по формуле: T = T1+ T2+ T3 / 3

4. Считаем ускорение свободного падения по формуле:

5. Данные заносим в таблицу:

l

(м)

Хм

(см)

t

(сек)

n

T

(сек)

T

(cек)

g

(м/с2)

1

8

60

0,5

4

60

6. Вывод

7. Контрольные вопросы:

Какой маятник называется математическим?

Какие силы действуют на маятник, при его движении ?

Какие колебания называются свободными?

Литература:

Буров В.А, Никифоров Г.Г.. Фронтальные лабораторные задания по физике. 2000

Бутырский Г.А, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. 2001

Громов С.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

Кабардин О.Ф, Кабардин С.И. Задания для итогового контроля знаний по физике, 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2001

Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13

«Исследование характера движения маятника»

Цель работы:

Экспериментальным путём исследовать основные особенности колебательного движения маятника

Оборудование:

Шарик (груз), нить шёлковая, штатив, часы, линейка

 

Краткая теория

Материал о характеристиках математического маятника вспомни, прочитав § 36, стр. 112 учебника Громов С.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

ХОД РАБОТЫ

С помощью экспериментальных данных и формул вычисляем относительную погрешность измерений

Берем маятник с длиною нити l= 1м

Отклонив шарик от положения равновесия на 8 см. подсчитываем, за сколько секунд шарик совершает полных колебаний n=29 и n=50. Данные записываем в таблицу

Относительную погрешность измерений ε вычисляем по формуле:

l (мм)

n

t (сек)

Абсолютная погрешность

Относительная погрешность

ε (%)

∆l (мм)

∆t (сек)

1000

29

+ 5

+ 1

50

II. Исследуем, зависит ли период колебаний Т от амплитуды Хм

Отклоняем шарик на малый угол α = 100 (это равно 8-9 см. для метровой длины нити маятника), измеряем по часам время, за которое совершается полных 50 колебаний. Находим период Т

T= t/ n

Отклонив шарик ещё на меньший угол (4 см.) делаем новое определение периода

Результаты записываем в таблицу

l

(м)

Xm

(м)

n

t

(сек)

Т

(сек)

Т

(сек)

1

8*10-2

50

4*10-2

50

Ш. Находим зависимость между периодами колебания Т и длиною нити l

Теоретический расчёт:

Дано: маятники с l1= 1 м и l2= 0,5 м

Т2 = 4 π 2 l / g g=9,8 м/с2

Определить: Т12, Т22

Т12 = Т22 =

 

Сравниваем отношения l1 / l2  и T12 / T22

l1 / l2 = T12 / T22 =

Экспериментальный расчёт:

l (м)

Xm (м)

n

t (сек)

Т (сек)

Т (сек)

1

8*10-2

50

0,5

4*10-2

50

III. Вывод

IV. Контрольные вопросы

Как изменяются случайные ошибки с увеличением числа измерений?

Зависит ли период колебания от амплитуды?

Зависит ли период колебания от длины нити?

Литература:

Буров В.А, Никифоров Г.Г.. Фронтальные лабораторные задания по физике. 2000

Бутырский Г.А, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. 2001

Громов С.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

Кабардин О.Ф, Кабардин С.И. Задания для итогового контроля знаний по физике, 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2001

Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.

Достаточно часто в последнее время используются пластиковые трубы для артезианских скважин.