Лабораторные работы по физики

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
Изучение закона сохранения механической энергии
Наблюдение зависимости скорости диффузии в жидкости от температуры
Проверка изотермического процесса
Определение относительной влажности воздуха
Определение мощности лампочки накаливания
Наблюдение и анализ явления электромагнитной индукции
Определение показателя преломления стекла
Наблюдение и объяснение полного отражения света
Определение световой волны света с помощью дифракционной решетки
 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

«Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»

Цель работы: практическим способом научиться определять относительную влажность воздуха в аудитории с помощью психрометра

Оборудование:  Психрометр

Краткая теория:

Для количественной оценки влажности воздуха используют следующие характеристики:

1. Абсолютную влажность воздуха. Измеряют парциальным давлением – давление, которое производил бы водяной пар, при отсутствии всех других газов Р (Па), или по другому количество водяного пара в атмосфере

Если температура низка, то данное количество водяного пара в воздухе может оказаться близким к насыщению, воздух будет сырым. При более высокой температуре то же количество водяного пара далеко от насыщения, воздух – сухой.

Для суждения о степени влажности важно знать, близок или далек водяной пар, находящийся в воздухе от состояния насыщения. Для этого вводят понятие относительной влажности φ – ведь она дает более ясное представление о степени влажности воздуха.

2. Относительной влажностью воздуха называется отношение парциального давления Р водяного пара к давлению насыщенного пара Р0 (или к количеству водяного пара, необходимого для насыщения воздуха) при той же температуре, выраженное в процентах.

3. Точка росы. Ненасыщенный пар превращается в насыщенный при понижении температуры. Температура, при которой воздух в процессе своего охлаждения становится насыщенным водяными парами, называется точкой росы. При охлаждении воздуха до точки росы начинается конденсация водяных паров, появляется туман, выпадает роса.

ХОД РАБОТЫ

Наливаем воду в стеклянный сосуд для увлажненного термометра.

Снимаем показания сухого и увлажненного термометра.

t с=

t у=

Относительную влажность воздуха находим по таблице психрометра следующим образом:

а) находим разность показаний двух термометров Δ t = tc-ty Δ t=

б) по шкале: разность показаний термометров находим полученное значение,

а по шкале: показания сухого термометра находим измеренное значение.

в) на пересечение этих значений находим относительную влажность воздуха в (%).

φ = %

Вывод

Контрольный вопрос. Когда разность показаний сухого и влажного термометра больше: в сухую или влажную погоду? 

Литература:

Буров В.А, Никифоров Г.Г.. Фронтальные лабораторные задания по физике. 2000

Бутырский Г.А, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. 2001

Громов С.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

Кабардин О.Ф, Кабардин С.И. Задания для итогового контроля знаний по физике, 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2001

Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

«Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Цель работы: Проверить закон Ома для полной цепи; измерить ЭДС и внутреннее сопротивления источника тока

Оборудование: Источник тока, реостат, ключ, соединительные провода,

 амперметр, вольтметр

Краткая теория:

Закон Ома: Сила тока I в электрической цепи прямо пропорциональна электродвижущей силе (ЭДС) ε источника тока и обратно пропорциональна сумме электрических сопротивлений внешнего R и внутреннего r участков цепи.

ХОД РАБОТЫ

Собираем цепь по схеме:


Измеряем ЭДС ε [В] источника при разомкнутом ключе. Значение записываем в таблицу.

Замыкая цепь, измеряем I в цепи по амперметру, а U на внешнем участке цепи по вольтметру, при разных R. Экспериментальные данные записываем в таблицу.

ε (В)

R (Ом)

U (В)

I (A)

Строим график зависимости U(I) (на всю страницу)

 График продолжаем до пересечения с осью I, находим чему равно Imax =

5. Вычисляем внутреннее сопротивление источника r

r = ε /I max

 

6. Вывод

Контрольные вопросы:

если на приборе две шкалы измерения, как определить по какой необходимо снимать показания?

как определить цену деления прибора?

чем отличается снятие показаний величин ЭДС и напряжения по вольтметру?

что такое полное сопротивление цепи?

какие элементы полной цепи обладают внутренним и внешним сопротивлением?

объясните зависимость величин в законе Ома

Литература:

Буров В.А, Никифоров Г.Г.. Фронтальные лабораторные задания по физике. 2000

Бутырский Г.А, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. 2001

Громов С.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

Кабардин О.Ф, Кабардин С.И. Задания для итогового контроля знаний по физике, 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2001

Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.