Лабораторные работы по физики

Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
Изучение закона сохранения механической энергии
Наблюдение зависимости скорости диффузии в жидкости от температуры
Проверка изотермического процесса
Определение относительной влажности воздуха
Определение мощности лампочки накаливания
Наблюдение и анализ явления электромагнитной индукции
Определение показателя преломления стекла
Наблюдение и объяснение полного отражения света
Определение световой волны света с помощью дифракционной решетки
 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

«Проверка изотермического процесса»

Цель работы: Экспериментальным путем проверить закон Бойля-Мариотта, при котором при постоянной температуре t=const произведения давления на объем в первом состоянии газа равно произведению давления на объем во втором состоянии газа (P1V1=P2V2)

Оборудование: цилиндр переменного объема (сильфон),

 мановакууметр

Краткая теория

Уравнение PV=const при t=const было получено из эксперимента в 1662 г. английским физиком Робертом Бойлем и в 1676 г. французским физиком Эдмом Мариоттом. Поэтому это уравнение называют законом Бойля-Мариотта.

Примечание. Объем воздуха в сильфоне измеряется в условных единицах по шкале, укрепленной сбоку прибора (1 деление равно условной единице или

равно 15 мм). Указателем для отсчета служит торец верхней крышки цилиндра.

ХОД РАБОТЫ

Открыв второй кран на колонке мановакууметра, растягиваем сильфон до 10 у.е., уравновешиваем давления.

Закрываем второй кран. Уменьшаем объем воздуха в сильфоне на одно деление, пропорционально изменению его высоты. Наблюдаем за показаниями манова-кууметра.

Результаты заносим в таблицу

№ опыта

V

(у.е.)

Р

(кгС/см2)

ΔV=V1-V2

(у.е.)

ΔР=Р1-Р2

(кгС/см2)

ΔР·ΔV

0

10

-

-

-

-

1

9

1

-

-

2

8

1

3

7

1

4

6

1

5

5

1

Вывод

Контрольные вопросы:

- какой процесс называется изотермическим?

какую зависимость величин установили физики Бойль и Мариотт?

каким графиком изображается данная зависимость?

Литература:

Буров В.А, Никифоров Г.Г.. Фронтальные лабораторные задания по физике. 2000

Бутырский Г.А, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. 2001

Громов С.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

Кабардин О.Ф, Кабардин С.И. Задания для итогового контроля знаний по физике, 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2001

Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

«Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении»

Цель работы: используя метод наблюдения, научиться анализировать увиденное,
и делать правильный вывод о зависимости температуры жидкости от её испарения.

Оборудование:

1. Термометр

2. Стакан с водой

3. Кусок марли

Краткая теория

Испарение – это процесс, при котором молекулы с большими кинетическими энер-гиями покидают поверхность жидкости. Процесс испарения зависит от площади испаряемой жидкости, температуры (чем она выше, тем быстрее будет происходить испарение) и от ветра (он «отводит» молекулы, испарившиеся из жидкости, с её поверхности и процесс испарения убыстряется)

ХОД РАБОТЫ

1. Снимаем показания термометра t = 0 С. Эта температура окружающего воздуха.

2. Смачиваем кусок марли в воде и обматываем им резервуар термометра.

Снимаем показания термометра. Это температура влажной марли tм = 0 С.

3. Для ускорения процесса испарения совершаем «махательные» движения термометром с марлей в течении нескольких минут.

4. Измеряем температуру  tм = 0 С

5. Вывод

Контрольные вопросы:

объясните принцип работы термометра

чем отличается процесс испарения от кипения?

Литература:

Буров В.А, Никифоров Г.Г.. Фронтальные лабораторные задания по физике. 2000

Бутырский Г.А, Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. 2001

Громов С.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2002

Кабардин О.Ф, Кабардин С.И. Задания для итогового контроля знаний по физике, 7-11 классы. – М.: Просвещение, 2001

Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, С.В. Степанов, Е.Б. Петрова и др.; Под ред С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Мякишев Г.Я, Буховцев В.В. Физика: учебник для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 2001 г.