Изучение курса "Черчение"


Соединение с применением штифтов

Одним и: видов разъемного соединения деталей является соединение их с помощью штифтов. По аорме штифты разделяются на цилиндрические и конические (рис. 381), имеются штифты и другой формы Применяются штифты для взаимной установки деталей (установочные штифты), а также в качестве оединительных и предохранительных деталей. Выполнение сборочного чертежа инженерная графика

Цилиндрические штифты выполняются по ГОСТ 3128-70.

Размеры и параметры конических штифтов устанавливает ГОСТ 3129—70.

Конические штифты выполняются с конусностью 1:50.

ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

В машиностроении широко применяется соединение шпонками валов с насаженными на них деталями, например, маховиками, шкивами, зубчатыми колесами, муфтами, звездочками цепных передач, кулачками. Эти соединения просты по выполнению, компактны, легко разбираются и собираются.

В таком соединении часть шпонки входит в паз вала, а часть — в паз ступицы колеса (рис. 382).

Форма и размеры шпонок стандартизованы и зависят от диаметра вала и условий эксплуатации соединяемых деталей. Большинство стандартных шпонок представляют обой деталь призматической, сегментной или клиновидной формы с прямоугольным поп речным сечением Шпонки в продо-

РИС 383

Размеры призматических шпоной и пазов, мм

(выдержка из ГОСТ 23360-78)

Диаметр вала Л

Сечение шпонки

Глубина паза

Фаска 5

Длина шлоики /

Ь

И

вал втулка

г2

Св. 12 до 17

5

5

3

2,3

0,25— 0,40

10—65

Св. 17 до 22

6

6

3,5

2.8

14—70

Св 22 до 30

8

7

4

2.8

18—90

Св. 30 до 38

10

8

5

3,3

0,40— 0,60

22—110

Св. 38 до44

12

8

5

3,3

28—140

Св. 44 до 50

14

9

5.5

3,8

36—160

Св 50 до 58

16

10

6

4,3

45—180

льном разрезе показываются нерассеченными независимо от их формы и размеров.

Наибольшее распространение имеют призматические шпонки (рис. 383, а), которые, располагаясь в пазу вала, несколько выступают из него и входят в паз, выполненный во втулке (ступице) детали, соединяемой с валом. Передача вращения от вала к втулке (или наоборот) производится рабочими боковыми гранями шпонки.

После сборки шпоночного соединения (рис. 383, а) между пазом втулки и верхней гранью шпонки должен быть небольшой зазор; размеры пазов на валу и во втулке выбирают по ГОСТ 23360-78. Призматические шпонки по ГОСТ 23360—78 изготовляют в трех исполнениях (рис. 384).

Размеры сечений призматических шпонок и соответствующих им пазов определяются диаметром вала, на котором устанавливается шпонка (табл. 38). Например, шпонка для вала диаметром с1 = 45 мм должна иметь ширину сечения Ь = = 14 мм и высоту к = 9 мм. Размеры пазов для выбранной шпонки (см. табл. 38) характеризуются величинами ^ = 5,5 мм — для вала и12 = = 3,8 мм — для втулки (см. рис. 384).

На чертеже вала обычно наносят размер ^, а на чертеже втулки колеса всегда (1 + г2 (см. рис. 384). Необходимая длина шпонки в зависимости от условий работы и действующих на шпоночное соединение сил выбирается по ГОСТ 23360-78.

Условное обозначение шпонки исполнения 1 с размерами (Ь = 18, /г = 11 и / = 65 мм) имеет вид: Шпонка 18*11*65 ГОСТ 23360—78.

РИС 385

Условное обозначение тппонки исполнения 2 с размерами (Ь = 8, /г = 7, I - 45 мм):

Шпонка 2-8*7*45 ГОСТ 23360-78.

Сегментные шпонки применяются для соединения с валом деталей, имеющих сравнительно короткие втулки (рис. 383, б). Размеры сегментных шпонок и пазов устанавливает ГОСТ 24071—80.

Условное обозначение сегментной шпонки исполнения I толщиной Ь - 6 мм и высотой Л *= = 10 мм:

Шпонка 6*10 ГОСТ 24071-80.

Значительно реже применяются клиновые шпонки, ГОСТ 24068—30 (см. рис. 383, в).